Нормативно-правовая база, регламентирующая экологическое воспитание в системе образования Российской Федерации
Важные задачи государственной политики в сфере экологии:
- охрана окружающей среды;
- ответственное природопользование;
- активная вовлеченность граждан, общественных организаций в различные социальные проекты, в том числе в решение экологических проблем.
Нормативные документы международного уровня:
- Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (1972);
- Всемирной стратегии охраны природы (1980);
- «Забота о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни» (1991);
- Концепция устойчивого развития (1992).
Нормативные документы, отмечающие важность непрерывного экологического образования:
- Экологическая доктрина (2002);
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002);
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2012);
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Основная задача экологического образования и просвещения — повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание должно охватывать все возрасты, должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Одно из значимых направлений деятельности школы — работа по экологическому образованию. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) «включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ». Среди перечня требований к условиям воспитания и социализации школьников — создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом.
Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников, которое в настоящее время становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что существование современного общества напрямую связано с формированием экологического гражданского сознания подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) в числе прочих требований, предъявляемых к экологическому воспитанию обучающихся средней школы, предполагает «сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения». ФГОС рассматривает воспитание экологической культуры обучающихся как разносторонний, системный процесс, при котором школьники усваивают культуру экологичного взаимодействия с окружающим миром природы и социума, у них формируется экологическое сознание, ценностное отношение к природе, личная ответственность за ее сохранение, стремление осознанно выполнять экологические нормы и правила. В настоящее время основной целью экологического воспитания является становление экологически культурной личности, основанное на комплексном развитии интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сферы.
Под экологической культурой мы понимаем часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека.
Реализации целей экологического воспитания предполагает решение следующих задач:
1) оптимизация содержания дополнительного образования и программно- методического обеспечения экологического образования в школе;
2) повышение практической значимости природоохранной деятельности для субъектов образовательного процесса;
3) информирование субъектов образовательного процесса и общественности о состоянии окружающей среды, на основании результатов проектно- исследовательской деятельности обучающихся;
4) развитие школьных традиций экологической направленности;
5) воспитание у обучающихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Ожидаемый результат процесса экологического воспитания:
- повышение воспитательного потенциала мероприятий и школьных традиций экологической направленности;
- повышение уровня включенности обучающихся в мероприятия экологической направленности и экологической ответственности школьников.